вторник, 30 апреля 2013 г.

Верлибр разбитого поколения: Уильям Берроуз


Наркоман, гей, беглый преступник, культовая фигура поколения битников, серьезный писатель-интеллектуал, который оказал влияние на американскую и мировую культуру – все это Уильям Берроуз, американский писатель, носивший карикатурный костюм-тройку и проведший часть жизни в Марокко и Южной Америке.
Уильям Берроуз
Уильям Берроуз – один из самых глубоких и интересных писателей 20 века. Книги Берроуза не эгоцентричны, не ангажированы, они написаны достаточно сложным языком и сложны к пониманию. Берроуз абсолютно не подходит для чтения на пляже, в метро или между делом. Это не чтиво от скуки. Читать Берроуза – это тяжелый труд, требующий максимальной концентрации, необходимости вдумываться в каждую строчку, в каждое слово. Только тогда можно понять, что именно хотел донести до нас этот странный, долговязый американец. И, вполне возможно, что осознав это, вы навсегда поменяете свои взгляды на жизнь.

БИТНИК

Уильям Берроуз был одной из ключевых фигур бит-движения. Битники, разбитое поколение – так называли себя представители контр-культуры, получившей распространение в 50-х годах.. Наиболее яркими представителями бит-литературы были Аллен Гинзберг, Джек Керуак, Грегори Корсо. С ними Берроуз познакомился еще в первой половине 40-х, когда Гинзберг и Керуак были студентами Колумбийского университета. 
Битники провозглашали идеи свободы личности, свободной любви, бунт против консервативных ценностей, в том числе и против традиционных американских ценностей. Все это в той или иной мере вы найдете в произведениях Уильяма Берроуза – в творческом наследии писателя насчитывается почти два десятка романов и порядка десяти сборников малой прозы. 


Своей пишущей машинкой Берроуз как скальпелем препарировал американское общество, описывая и клеймя американский культ потребления, репрессивную политику государства, ханжескую мораль. 
Уильям Берроуз описывал Америку, как страну, которая управляется бездарными, злыми и глупыми политиками, Америку кошмарную, общество которой страдает от наркомании и расизма, где капиталистическая мораль и жажда наживы убивает в людях все человеческое, где лицемерная религиозность превращает людей в подлецов и подонков.

НАРКОМАН

Всю жизнь Уильяма Берроуза занимали три темы – гомосексуализм, наркомания и контроль. Во всех своих произведениях писатель в той или иной мере поднимает проблемы наркотической зависимости. Так, свои наркотические опыты Берроуз описал еще в первом своем опубликованном романе - «Джанки». Джанк – это жаргонное название наркомана в США. 
Эта книга, написанная им в начале 50-х годов, погружает читателя на криминальное дно Америки, рассказывает о жизни наркозависимых, их способах выживать, их достаточно страшном, грязном мире. Писатель с репортерской точностью, лаконично и честно, описывает печальную, застывшую, бессмысленную жизнь человека, пристрастившегося к наркотику. «Джанки» стал настоящей литературной бомбой, рванувшей в послевоенной Америке, и моментально превратившей никому неизвестного автора в культовую фигуру того времени. 
Берроуза неоднократно обвиняли в том, что он своими литературными трудами популяризировал наркоманию, но не в «Джанки», ни в других своих книгах – а к теме наркомании он обращался постоянно – писатель никогда не изображал жизнь наркозависимого человека привлекательной. Напротив, писатель говорил о том, что пристрастившись к наркотикам, человек теряет интерес ко всему, кроме «кайфа», начинает «плыть по течению».
Берроуз знал, о чем писал. Он сам, начиная с 40-х годов, употреблял морфин и много лет пытался излечиться самыми разными способами. Ему это удалось. Иначе вряд ли бы этот долговязый, саркастичный интеллектуал  дожил бы до 83 лет и при этом еще и сохранил ясность ума.
Писатель критиковал современные методы лечения наркозависимости, практически все эти способы он испытал на себе и убедился в их бесполезности. Он пытался привлечь внимание властей к этой проблеме, но в конце концов пришел к выводу, что государство заинтересовано в существовании наркоманов, поскольку наркотик – отличный метод государственного диктата, который не раскрыть путем легализации. Он раскрыл эту идею в романе «Нова Экспресс», описав банду преступников, которая с помощью наркотических средств контролирует Землю.

ПИДОР

Изначально в книгу «Джанки», кроме описания наркотических опытов, Берроуз включил и описание своей гомосексуальной жизни. Издателей настолько шокировали откровенные, циничные, пространные описания гомосексуальных приключений писателя, что они потребовали их исключить из книги. Позже Берроуз на основе вырезанных цензурой глав подготовил отдельный роман – «Пидор» ( в русском переводе эта книга издавалась под названиями «Пидор» и «Гомосек»). Темы гомосексуализма писатель касался во многих своих книгах. Эта тема действительно была ему близка – он практически всю свою жизнь сожительствовал с мужчинами – единственная женщина, с которой писатель смог сблизиться, его жена Джоан Воллмер, погибла в 1951-году. Берроуз застрелил ее на одной вечеринок, когда решил поиграть в Вильгельма Телля.
Писатель никогда не скрывал своей сексуальной ориентации, он считал, что никто не имеет права устанавливать сексуальные нормы и тем более – навязывать их другим. В его книгах можно найти описание совокуплений с арабскими подростками, мексиканскими гринго, калеками…  Сам Берроуз на все обвинения в пропаганде гомосексуализма отвечал, что единственное преступление, на которое может толкнуть человека чтение подобных сцен – это онанизм. В любом случае несмотря на то, что писатель регулярно возвращается к теме однополой любви – это далеко не главное в его книгах, это всего лишь фон, на котором происходят куда более важные события.

ПАРАНОИК

Контроль в самом широком смысле слова – любимая тема писателя. Из книги в книгу, от романа к роману Берроуз рассуждает о методах контроля, которые использует государство для поддержания нужных настроений в обществе, для манипуляций сознаем масс, для управления общественным мнением. Писатель считал, что для контроля общества используются наркомания, которая приносит государству огромные прибыли, цензура, поп-культура, религиозные догмы и различные социальные институты, в том числе – семья. При этом Берроуз полагал, что вне зависимости от того, о каком методе контроля идет речь, главным принципом действия любого контролирующего органа является слово. Ведь любой приказ – это всегда слово, любое убеждение – слово, внушение – слово. Писатель считал, что его книги могут противостоять контролю государства и освобождать сознание читателя от разрушительного влияния массовой культуры. Интересно, что поп-культура так и не смогла «переварить» творческое наследие Берроуза – из всех его многочисленных романов, рассказов, эссе и дневников был экранизирован лишь «Голый завтрак».
Также Берроуз утверждал, что единственным настоящим врагом разрушительной государственной машины является молодежь, чьё сознание еще не порабощено, не перепрограммировано поп-культурой, не разрушено ханжеской лживой моралью и социальными догмами и табу. Он очень благосклонно относился к студенческим забастовкам, акциям протеста, митингам, считая это эффективным способ влияния на власть.

ВЫХОДЯ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ

Несмотря на то, что Уильям Берроуз покинул наш бренный мир достаточно недавно – он скончался в 1997 году после перенесенного инфаркта в возрасте 83 лет, - личность этого странного долговязого англосакса уже обросла легендами. Масс-медиа часто пытаются представить Уильяма Берроуза полусумасшедшим наркоманом, сексуальным извращенцем, маргиналом и придурком, который вымещал на бумаге плоды своего больного воображения. Дело в том, что и жизнь, и творчество Уильяма Берроуза, этого умного, тонкого, глубокого писателя не может поместиться в прокрустово ложе общепринятых норм и понятий, его нельзя  конвертировать под среднего читателя, его очень трудно «продать». Берроуз – не писатель для широких масс, его тяжело читать, еще труднее понять. При жизни Старый Бык Ли – именно такое прозвище дал Берроузу Керуак – выступал против консервативных ценностей, сексуальных табу, цензуры, устаревших душных догм. После смерти он стал костью в горле ненавистной для него поп-культуры.
Яркие, злые, остроумные книги Уильяма Берроуза – это огромный мир, населенный странными людьми, фантастическими существами, неземными пресмыкающимися. Этот мир реален и нарочит.  И где-то там, в насыщенных субстанциях берроузовских текстов дотошный читатель обязательно найдет дверь. Дверь на свободу – для всех желающих выйти из под контроля. 

Возможно, Вам также будет интересно:

Комментариев нет:

Отправить комментарий